Называть ЕАЭС экономическим союзом сегодня можно "только авансом", сейчас его страны-участницы де-факто находятся на уровне зоны свободной торговли, считает вице-премьер Белоруссии Игорь Петришенко.
Евразийский экономический союз (ЕАЭС) был создан на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства и действует с 1 января 2015 года. Членами ЕАЭС являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Россия и Киргизия.
"Называть экономическим союзом наше интеграционное объединение сегодня можно только авансом. Пока мы де-факто находимся только на уровне зоны свободной торговли. Невозможно строить общий рынок и одновременно сохранять на нем привилегированное положение национальных субъектов. Иначе это уже не тянет на общий рынок. Это просто торговля между странами", - заявил Петришенко в интервью газете "Звезда", которое опубликовано во вторник.
Заместитель премьер-министра обратил внимание, что, начиная интеграцию, страны исходили из того, что готовы рассматривать товары и предприятия друг друга как свои собственные в каждой из стран, но "пока такого нет". Петришенко констатировал, что Минску, чтобы покупать нефть и газ в странах-производителях союза, нужно продавать туда промышленные и сельхозтовары.
"А нефтегазовые страны нам говорят: мы должны поддерживать развитие своего производителя, мы не хотим оставаться с такой структурой экономики. Логика в этом есть. Но надо искать компромиссы, надо искать взаимоприемлемые решения, иначе союз не состоится в экономическом смысле", - считает белорусский вице-премьер.
Он отметил, что в этих вопросах страны-члены союза почти не слышат авторитетного голоса наднационального органа, Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), которая, по словам Петришенко, все чаще предпочитает предоставлять сторонам спора самим договариваться между собой. "Это ярко проявилось при последнем рассмотрении ограничительных мер российской стороны в отношении белорусской молочной продукции", - заметил вице-премьер.
По его словам, основные выводы по поводу евразийской интеграции можно будет сделать после 2025 года, когда будут сформированы общие рынки нефти, нефтепродуктов, газа и электроэнергии. Пока же Петришенко считает главным достижением в ЕАЭС единый таможенный тариф и передачу функций по его ведению на наднациональный уровень (ЕЭК). "При этом необходимо отметить, что даже единое таможенное пространство функционирует с многочисленными тарифными изъятиями. К тому же де-факто ограничена свобода таможенного транзита по территории союза", - добавил он.