Тегеран грозит перекрыть Ормузский пролив и тем самым заблокировать все поставки нефти из Персидского залива, если США восстановят санкции против Ирана и ограничат экспорт иранской нефти. С таким заявлением выступил заместитель командующего Корпуса стражей исламской революции в Тегеране Исмаил Коусари в интервью порталу YJС. Подобные угрозы со стороны Ирана звучали и раньше, однако еще ни разу не были реализованы. США обещают привлечь военный флот, если Иран попробует нарушить судоходство.
Сейчас Иран разрешает пользоваться своими территориальными водами на добровольной основе. Тегеран, как и Вашингтон, подписал, но не ратифицировал Конвенцию ООН по морскому праву о транзитном прохождении судов.
Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи поддержал идею о закрытии Ормузского пролива для стран — экспортеров нефти Персидского залива. В ответ на это Пентагон заявил, что в таком случае ВМС США готовы обеспечить свободу навигации и коммерческих перевозок через пролив в соответствии с международными нормами.
Угрозы закрыть Ормузский пролив звучали от иранского руководства и раньше, однако так и не были реализованы на практике. На этот раз Иран таким образом отреагировал на заявление директора отдела политического планирования Госдепартамента США Брайана Хука. Он сказал, что США намерены с помощью санкций сократить доходы Ирана от продажи нефти до нуля, чтобы усилить экономическое давление на страну.
По данным Международного энергетического агентства, в мае Иран экспортировал около 2,4 млн барр. нефти в день. Две трети от этого объема закупила Азия, остальное — Европа. По словам Хука, о планах перестать покупать иранскую нефть уже заявили 50 организаций после консультаций с Минфином США и казначействами стран Европы и Азии.
По мнению директора по исследованиям VYGON Consulting Марии Беловой, от возможной блокировки пролива может сильнее пострадать не нефтяной, а газовый рынок (через пролив транспортируется 30% торгуемого на мировом рынке сжиженного природного газа). Если для перевозки нефти из Персидского залива есть другие пути (два нефтепровода в Саудовской Аравии, по одному — в ОАЭ и Ираке), то альтернативы для транспортировки СПГ нет.
Чтобы избежать еще большего давления со стороны США, Иран должен согласиться на разработку нового соглашения. Оно, по замыслу американцев, будет охватывать не только ядерную программу Тегерана, но и другие аспекты внешней и внутренней политики.
Вашингтон не хочет передоговариваться по уже существующей сделке и настаивает на заключении, как выразился госсекретарь Помпео, «более сильного» соглашения. Только в таком случае Вашингтон будет готов не только снять все экономические санкции с Тегерана, но даже восстановить дипломатические и коммерческие связи и поделиться с Ираном передовыми технологиями. Согласны США и поддержать модернизацию иранской экономики, и помочь стране реинтегрироваться в глобальную финансовую систему.
Основная задача нового документа, по словам Трампа, — перекрыть Тегерану любые возможные пути к разработке собственного ядерного оружия. Но Вашингтон так и не уточнил, какие именно дополнительные условия станут, с точки зрения США, гарантией того, что Иран не сможет разработать ядерное оружие. В новом соглашении Иран должен взять на себя обязательство выполнять 12 «основных требований» Вашингтона. В том, что касается ядерной программы, Иран среди прочего должен «остановить обогащение» урана и обеспечить «безоговорочный доступ» ко всем объектам ядерной программы на всей территории страны.
Кроме того, Вашингтон требует освободить всех задержанных американских граждан, а также граждан стран — союзников США. Тегеран должен прекратить поддержку повстанцев-хуситов в Йемене и шиитского движения «Хезболла» в Ливане, вывести все свои силы из Сирии, а также перестать угрожать Израилю.