Экологичная транспортировка водорода по трубопроводам природного газа
ВОДОРОДНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Водород самый распространенный элемент во Вселенной. Он применяется для различных целей в различных отраслях промышленности.
С середины XX века водород был интегрирован в технологии нефтепереработки, производства удобрений из природного газа (80%) и генерации электроэнергии (20%). Значительная часть водорода и сейчас используется для повышения качества удобрений (53%), нефтепродуктов (31%) и стали (8%) – в процессе гидроочистки, гидрообессеривания, гидрокрекинга, регенерации катализаторов, охлаждения генераторов на электростанциях, и конечно же – в водородной энергетике.
Принято разделять водород на «серый» – из угля, нефти и газа, на «голубой» – ПГУ ТЭС или АЭС с технологией CCS, и на «зеленый» – из воды (ВИЭ). Согласно исследованиям Wood Mackenzie, сегодня 99% водорода является «серым» и «голубым», создавая огромный углеродный след, сопоставимый с половиной суммарных выбросов СО2 всей экономикой России, и только 1% водорода считается «зеленым».
Зеленый водород (green hydrogen), производимый из возобновляемых источников энергии, ядерного или ископаемого топлива с помощью CCUS, может помочь в декарбонизации различных секторов.
Создается ощущение, что именно сейчас, в 20-х годах, в мире происходит электрическая водородная революция. Она может привести к смене уклада энергосистем и постепенному формированию общего мирового рынка энергетики.
Одна из ключевых проблем, связанных с использованием зеленого водорода, - это транспортировка. Преобразование зеленого водорода в жидкий водород, хранение и транспортировка с использованием LOHC (Liquid organic hydrogen carriers ) и транспортировка путем смешивания с природным газом являются ключевыми методами транспортировки зеленого водорода.
Смешивание зеленого водорода может покрыть расходы на строительство специализированных водородных трубопроводов на ранней стадии развития рынка.
Согласно отчету МЭА (IEA) , в мире насчитывается почти 3 миллиона километров трубопроводов для транспортировки природного газа и почти 400 миллиардов кубометров подземных хранилищ, и если часть этой инфраструктуры может быть использована для транспортировки водорода, это может стать серьезным стимулом для разработка зеленого водорода.
В отчете МЭА также говорится, что транспортировка водорода путем смешивания его с трубопроводом природного газа, как правило, является более дешевым вариантом при транспортировке водород на расстояние менее 1500 км. А применение для транспортировки гибких металло-гибридных HFP и композитных RTP с газовым барьером трубопроводов позволяет снизить затраты на инсталляцию по меньшей мере на 30%.
Транспортировка водорода путем смешивания его с трубопроводом природного газа так же добавит ускорения развития композитной индустрии, особенно применению композитов с газобарьерными свойствами.
В России с водородам пока могут работать только большие корпорации.
В стране так же имеется большой ресурс научных разработок по топливным элементам (ТЭ), которые могут быть трансформированы в собственные технологии водородной энергетики.
С появлением первых реализованных проектов Россия вступит в клуб мировых технологических лидеров, а разработка отечественных аналогов или доработка технологий – это вопрос времени и инвестиций.
Читать полный текст статьи … https://teo.ru/analiz/publ_26.htm
Компания:
FARTROUVEN R&D, LDA