Регион: Москва

Независимый нефтегазовый Портал

«О неправомерности требования в рамках закупочных процедур по 223-ФЗ сертификатов соответствия зарубежным стандартам»

«О неправомерности требования в рамках закупочных процедур по 223-ФЗ сертификатов соответствия зарубежным стандартам» 29.11.2021

В настоящее время ЗАО «Электронные механические измерительные системы» (ЗАО «ЭМИС»), г. Челябинск, как и другие российские производители, при участии в закупочных процедурах часто сталкивается с требованием о наличии сертификатов соответствия продукции иностранным стандартам.

В частности, речь может идти о необходимости наличия у оборудования, произведенного и (или) применяемого в России, сертификата на коррозионную стойкость по системе NACE (National Association of Corrosion Engineers, штаб-квартира — Хьюстон, США):

  • NACE Standard MR 0175 «Нефтяная и газовая промышленность. Материалы для использования в среде с сероводородом при добыче нефти и газа» («Petroleum and natural gas industries – Materials for use in H2S containing environments in oil and gas production»).
  • NACE Standard MR 0103-2003 «Материалы устойчивые к растрескиванию под воздействием серы в нефтепереработке» («Materials Resistant to Sulfide Stress Cracking in Corrosive Petroleum Refining Environments»).
В этой связи необходимо отметить, что требование соответствия, в частности, американским стандартам предъявляется не только к оборудованию, эксплуатация которого предполагается на территории России и на российских же предприятиях, но и произведенному в России. Кроме того, в данном случае речь идет о подобных описанным выше требованиям в рамках тендерных процедур, проводимых в соответствии с федеральным законом № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011г., то есть непосредственно находящихся в сфере регулирования действующего законодательства РФ. Возвращаясь к требованию о соответствии оборудования в рамках таких закупок стандарту NACE (Standard) MR в первую очередь необходимо подчеркнуть, что в нашей стране имеются свои стандарты коррозионной стойкости к сероводородному растрескиванию в соответствии ГОСТ Р 53679-2009 (ИСО 15156-1:2001) «Нефтяная и газовая промышленность.

Материалы для применения в средах, содержащих сероводород, при добыче нефти и газа.

Часть 1.

Общие принципы выбора материалов, стойких к растрескиванию» и ГОСТ Р 53678-2009 (ИСО 15156-2:2003) «Нефтяная и газовая промышленность. Материалы для применения в средах, содержащих сероводород, при добыче нефти и газа.

Часть 2.

Углеродистые и низколегированные стали, стойкие к растрескиванию, и применение чугунов».

Данное обстоятельство (наличие отечественных государственных стандартов) и является первоочередным при включении в положения тендерной документации требования о наличии сертификатов соответствия зарубежным стандартам, провоцирующим вопрос о законности таких требований. Отвечая на поставленный вопрос целесообразно коротко остановиться на причинах и предпосылках возникновения таких требований, так как они объясняют источники их (требований) происхождения. Наиболее яркая причина, упомянутого выше явления - это спад отечественной машиностроительной отрасли в девяностые годы прошлого столетия и в начале текущего века, и, как следствие, заполнение российского рынка импортным оборудованием, произведенным в соответствии с европейскими и (или) американскими стандартами.

Между тем, сама суть системы стандартизации за рубежом и в России отвечают на вопрос: «Законно ли требование о соответствии оборудования, планируемого к применению и (или) применяемого на территории РФ, положениям зарубежных стандартов?», - так как имеют одну существенную разницу. Дело в том, что большинство зарубежных стандартов, являясь международными (в силу своего географического распространения и добровольного применения производителями в разных странах) и (или) национальными, не являются государственными.

Обращаясь к самому названию NACE (Standard) MR при расшифровке аббревиатуры NACE: Национальная Ассоциация Инженеров по коррозионной стойкости, - становится понятно то, что данный стандарт разработан ассоциацией, членство в которой подразумевает принцип добровольности, а, значит, и распространение ее (ассоциации) положений и документов и их применение на аналогичных (добровольных) основаниях.

Исключение в международной практике, например, составляют стандарты и системы, утвержденные Международной организацией по стандартизации (ИСО (ISO (International Organization for Standardization))), учрежденной в 1947 году, в числе учредителей которой также находился СССР, а впоследствии участвует Российская Федерация по правопреемству. Также в качестве подобного примера можно рассматривать директивы Европейского Союза, но в пределах самого же ЕС, несмотря на то, что стандарты АТЕХ (взрывозащита), ЕМС (электромагнитная совместимость), PED (оборудование, работающее под давлением) и прочие признаются в добровольном порядке и в Индии, и на Ближнем Востоке, и по всему миру.

Однако, необходимо заметить, что, например, в Индии даже при наличии сертификата АТЕХ требуется наличие сертификата соответствия национальному стандарту PESO «Petroleum and Explosive Safety Organisation of India». Таким образом, следует прийти к выводу, что законность или незаконность требования соответствия оборудования, произведенного, применяемого или ввозимого на территорию РФ, зарубежным стандартам, как, впрочем, и для других стран, зависит от системы национальной стандартизации, и того, каким образом, она признает действие зарубежных и международных стандартов на территории государства. В Российской Федерации система стандартизации является не только национальной, но и отнесена, как уже отмечалось выше, к сфере государственного регулирования в соответствии с федеральными законами «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ и «О стандартизации в Российской Федерации» от 29 июня 2015 года № 162-ФЗ. Уполномоченным органом в сфере стандартизации на основании пункта 15 Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», пункта 5 Указа Президента РФ от 20.05.2004 № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» является Федеральное Агентство по техническому регулированию и метрологии России (Росстандарт).

При этом, как следует из официального ответа Росстандарта (исходящий № 2984-ОГ/3 от 08.10.20) на запрос о законности требования на территории РФ соответствия оборудования зарубежным стандартам, «…условиями применения международных стандартов, межгосударственных стандартов, региональных стандартов, а также стандартов иностранных государств (далее – стандарты) в Российской Федерации являются:

  • отсутствие национальных стандартов Российской Федерации и предварительных национальных стандартов Российской Федерации с аналогичными объектами стандартизации и требованиями, предъявляемыми к ним;
  • соответствие стандартов действующим на территории Российской Федерации техническим регламентам;
  • соответствие стандартов современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому зарубежному опыту. Стандарты подлежат регистрации в Федеральном информационном фонде стандартов (ФИФС). Решение о регистрации стандартов в Фонде принимает Росстандарт на основании обращения участника работ по стандартизации (заинтересованного лица) и по результатам экспертизы профильного технического комитета по стандартизации».
Приведенные выше положения закреплены в приказе Росстандарта от 21 июня 2021г. № 1061 «Об определении порядка и условий применения международных стандартов, межгосударственных стандартов и региональных сводов и правил, а также стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств».

При этом, как уже неоднократно отмечалось выше, большинство зарубежных стандартов, имеющих в настоящее время распространение на территории РФ в различных отраслях промышленности, не являются нормативно-правовыми актами иностранных государств, как, в частности, уже упоминавшийся ранее NACE (Standard) MR или стандарт ASME. Так, ASME — это американское общество инженеров-механиков (American Society Of Mechanical Engineers). Стандарты ASME регулируют различные сферы. Общество было организовано в 1880 году для развития и совершенствования профессиональной среды.

На текущий момент в сообщество входят около 100 тысяч участников, это специалисты из Америки и 140 стран мира: кроме инженеров с опытом, здесь есть ученые и начинающие специалисты, владельцы инженерных компаний или топ-менеджеры. Треть участников составляют студенты.

Таким образом, приведенный в качестве примера стандарт ASME является международным, но не является государственным стандартом США или межгосударственным в понимании данного термина российским законодательством. Его применение за рубежом является добровольным, так как, в первую очередь, сама форма учреждения и утверждения данного стандарта, как и самой организации, основана на волеизъявлении её учредителей и участников, равно как, и в Российской Федерации применение стандартов ASME не может являться обязательным даже при условии регистрации в ФИФС.

Возвращаясь к упоминавшимся выше стандартам NАСЕ Standard MR 0175 и NАСЕ Standard MR 0103-2003 следует обратить внимание, что данные стандарты «…не зарегистрированы в Федеральном информационном фонде стандартов» (письмо Росстандарта, исходящий № 2984-ОГ/3 от 08.10.2020г.). При этом, как уже говорилось ранее, имеются действующие национальные стандарты ГОСТ Р 53679-2009 (ИСО 15156-1:2001) и ГОСТ Р 53678-2009 (ИСО 15156-2:2003).

Соответственно, требование в тендерной документации к закупочным процедурам (проводимым в соответствии с федеральным законом № 223-ФЗ от 18.07.2011г. с изменениями и дополнениями) о наличии поставляемого оборудования, вне зависимости от страны происхождения, о наличии сертификатов соответствия, например, NАСЕ Standard MR 0175 и NАСЕ Standard MR 0103-2003 является нарушением законодательства РФ о техническом регулировании и стандартизации, и, в том числе, о защите конкуренции. В целом, нарушением антимонопольного законодательства признаются такие условия, при которых потенциальные участники закупки, осуществляющие свою деятельность по предмету закупки в полном соответствии с нормами действующего законодательства РФ, располагающие необходимыми ресурсами и возможностями для надлежащей поставки товара в соответствии с требованиями тендерной документации, но не имеющие дополнительного сертификата соответствия иностранным стандартам, необоснованно ограничены в своем праве конкурировать с другими участниками закупки на равных условиях и фактически лишены возможности стать победителем данной закупочной процедуры.

В этой связи следует обратить внимание, что обязательными на территории РФ являются соответствия требованиям национальных стандартов и ТР ТС Евро-Азиатского Таможенного Союза, как наднациональных нормативно-правовых актов, принятых Российской Федерацией. Соответственно, предъявление требований, являющихся необязательными, в рамках закупочных процедур при условии, что соответствие такому требованию (наличие сертификата соответствия зарубежным стандартам, не внесенным в ФИФС) является ограничивающим при допуске к участию в торгах, признается незаконным на основании пункта 2 части 1 статьи 3 федерального закона № 223-ФЗ ввиду ограничения конкуренции.

В заключении следует отметить, что выше речь шла о законности требований сертификатов соответствия зарубежным стандартам при проведении закупочных процедур в соответствии с ФЗ № 223-ФЗ от 18.07.2011г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что также применимо и в отношении тендеров на закупку в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Таким образом, если Вы столкнулись на этапе проведения конкурентной закупочной процедуры в соответствии с федеральным законом № 44-ФЗ и (или) № 223-ФЗ с требованием, содержащимся в техническом задании и (или) любом ином разделе документации о закупке, о соответствии запрашиваемого товара зарубежным стандартам, то первое, что необходимо сделать – это обратиться в Федеральный информационный фонд стандартов https://www.rst.gov.ru/portal/gost//home/standarts Если запрашиваемый иностранный стандарт не зарегистрирован в ФИФС и имеет или не имеет российского аналога, или зарегистрирован, но имеет обозначение отличное от указанного в тендерной документации, то целесообразно в письме на организатора такой закупочной процедуры указать о несоответствии положений документации о закупке требованиям российского законодательства. В качестве обоснования возможно привести ссылки на нормативно-правовые акты РФ, упомянутые выше.

В случае если превентивные меры такого характера, как письменное обращение участника процедуры, не возымеют действия, и устроителем торгов не будут внесены изменения в документы, то имеются все основания для обращения в региональное управление ФАС России по месту нахождения организатора конкурентной закупочной процедуры.

Равно как и у участника, в случае его недопуска к тендеру и (или) отклонения его предложения, сохраняются основания для обращения в антимонопольную службу в течение десяти дней с даты наступления таких обстоятельств, вытекающих или связанных с отсутствием у продукции (товара), предлагаемого им, сертификатов соответствия зарубежным стандартам.

Тем не менее, при проведении торгов в любом виде частными компаниями любой формы собственности, не являющимися субъектами федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, такие требования (о наличии сертификатов соответствия иностранным стандартам) могут быть установлены и предъявлены, в том числе, как ограничивающие право на участие в торгах в целом, так как частные компании не являются субъектами указанных нормативно-правовых актов (№ 44-ФЗ и № 223-ФЗ) за исключением случаев, определенных самим законом. В части продукции ЗАО «ЭМИС» (www.emis-kip.ru) возможно отметить, что выпускаемые расходомеры, датчики давления и сигнализаторы уровня имеют всю необходимую обязательную разрешительную документацию в соответствии с законодательством РФ.

Тем не менее, в целях соответствия требованиям, предъявляемым отдельной категорией заказчиков, перечисленные приборы дополнительно сертифицированы в добровольном порядке в СДС «Интергазсерт» ПАО «Газпром», а также имеют заключение о соответствии с требованиям РТМ 311.001-90 ПАО «Газпром» «Приборы для установок добычи и переработки природного газа и нефти, содержащих сероводород и углекислый газ. Требования к материалам приборов и условиям эксплуатации».

Также, например, кориолисовые счетчики-расходомеры «ЭМИС-Масс 260» в целях подтверждения прочностных характеристик для отдельных специфических условий эксплуатации имеют семь дополнительных сертификатов (не являющиеся обязательными) на устойчивость к вибрациям, включая вибрации с ускорением, механическим воздействиям, в том числе при ударе и (или) падении, и другие дополнительные сертификаты ГОСТ-Р и (или) ИСО (ISO). Кроме того, в 2019г. расходомеры «ЭМИС-Масс 260», «ЭМИС-Вихрь 200» и датчики давления «ЭМИС-Бар» были сертифицированы на соответствие европейским директивам ATEX, PED, EMC. С полным перечнем обязательной разрешительной документации и дополнительных сертификатов соответствия на продукцию торговой марки «ЭМИС» можно ознакомиться на сайте WWW.EMIS-KIP.RU

Авторы:

руководитель инженерного центра ЗАО «ЭМИС» Лихачева Дарья Андреевна,
заместитель Генерального директора по правовым вопросам Ковалёв Алексей Валерьевич




Теги: 
Компания:  ЭМИС, ЗАО