Регион: Москва

Независимый нефтегазовый Портал

Бензин под «угрозой»: как правительство будет сдерживать цены на топливо

Бензин под «угрозой»: как правительство будет сдерживать цены на топливо 08.06.2018 «Сколько ж можно терпеть?»

Правительство в целом стабилизировало цены на бензин, приняв срочные фискальные меры и добившись от нефтяников роста производства и продаж на бирже. Об этом министр энергетики Александр Новак и курирующий ТЭК вице-премьер Дмитрий Козак сообщили в четверг, 7 июня, в ходе «Прямой линии с Владимиром Путиным».

«То, что сейчас происходит, недопустимо. Это неправильно. Но надо признать, что это результат неточного, мягко говоря, регулирования, которое было введено в последнее время в сфере энергетики, в сфере энергоресурсов», — сказал президент России, отвечая на вопрос водителя Алексея Караваева из Санкт-Петербурга, который пожаловался на рост цен на топливо. «45 руб. — литр солярки. Сколько ж можно это терпеть? Невозможно уже, остановите как-то это», — попросил Караваев. «Мы 18 марта сделали такой большой выбор, вся страна за вас проголосовала, а вы цены на бензин все не можете остановить», — посетовал он.

За январь—май 2018 года цены на бензин выросли на 7,3%: литр АИ-92 подорожал на 7,7%, дизтоплива — на 7,9%, сообщал Росстат. При этом уровень инфляции с начала года составил лишь 1,6%. За неделю с 29 мая по 4 июня бензин подорожал на 1,4% в целом по России, а на столичных заправках цены не изменились, следует из данных Московской топливной ассоциации. Средние цены на бензин и дизтопливо на столичных заправках также почти не изменились в период с 31 мая по 4 июня.

При этом правительство с 1 июня снизило акцизы на дизель и бензин на 2 тыс. с 7,7 тыс. руб. за тонну и на 3 тыс. с 11,2 тыс. руб. за тонну соответственно, а также отменило запланированное на 1 июля повышение акцизов (примерно на 700 руб.). Нефтяные компании, в свою очередь, пообещали заморозить цены на заправках по состоянию на 30 мая.

Запасная мера

Как отметил 7 июня Новак, у правительства в запасе еще одна мера воздействия на ситуацию на топливном рынке — повышение экспортных пошлин. Путин назвал ее «угрозой» для нефтяников и выразил надежду, что правительству не придется к ней прибегать. Законопроект, который даст полномочия правительству оперативно повышать пошлины на топливо, будет внесен в Думу в ближайшее время, сказал Козак. И власти воспользуются этим правом, если нефтяники нарушат обещание стабилизировать цены, уточнил он.

Сейчас экспортные пошлины на светлые нефтепродукты — бензин и дизель — составляют 30% от пошлины на нефть ($39,5 за тонну), а на нафту (прямогонный бензин, сырье для высокооктановых бензинов и нефтехимии) — 55% ($72,5 за тонну). В законопроекте, о котором говорил Козак, будут установлены предельные значения экспортных пошлин — до 90% как по бензину, так и по дизельному топливу, керосину, сообщил журналистам директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов.

В 2017 году Россия экспортировала 4,2 млн т бензина, из них примерно половину — в СНГ (Белоруссия и Казахстан, пошлинами эти поставки не облагаются), и 51 млн т дизельного топлива, напоминает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. По его словам, при текущих ценах на нефть и курсе рубля повышение пошлин на бензин и дизель приведет к дополнительной налоговой нагрузке на отрасль примерно в $4,3 млрд, или около 260 м​лрд руб. в год.

С этим подсчетами согласен аналитик Vygon Consulting Сергей Ежов. Но с учетом небольшого объема экспорта автомобильного бензина правительство может повысить пошлину и на нафту, рассуждает он. В этом случае нефтяникам придется доплатить еще более 60 млрд руб., сказал Ежов. Eсли обложить 90-процентной пошлиной бензины (включая нафту), дизель и керосин, то отрасль при текущей ценовой конъюнктуре может не досчитаться порядка 350 млрд руб. в год, подтверждает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов.

Без маржи и стимулов

Если пошлины на все нефтепродукты увеличатся до 90%, в среднем маржа нефтепереработчиков снизится примерно на 1,15 тыс. руб. на тонну, а это значит, что некоторые НПЗ будут работать на грани рентабельности, говорит Ежов. Зато повышение пошлин на бензин до 90% от пошлины на нефть при текущей конъюнктуре может позволить нефтяникам снизить цены на бензин на 4,4 руб. на литр, говорит аналитик АКРА Василий Танурков. Даже если правительство решится на повышение экспортных пошлин, вряд ли эта мера будет длительной, ведь в этом случае пропадут стимулы для модернизации заводов и может в целом снизиться производство топлива, так как экспорт нефти окажется эффективнее, полагает эксперт.

Лучший способ снизить цены на бензин — продолжить снижение акцизов, считает Танурков. До начала большого налогового маневра акцизы на бензин Евро-5 были существенно ниже нынешних — в 2013 году они составляли 5143 руб. за тонну, так что потенциал для снижения есть, заключает аналитик.

Почему росли цены на бензин

Цены на бензин в январе—мае 2018 года подскочили более чем на 7% из-за роста экспортного нетбэка на топливо в рублях (экспортная цена за вычетом транспортных расходов и налогов): с одной стороны, выросли мировые цены на нефть, с другой — рубль вместо традиционного укрепления остался дешевым. «Родоначальником этого роста даже является не Минфин, который регулярно поднимает акцизы, и не рост мировой цены на нефть, а все-таки Центральный банк. Каким образом? В росте цен на нефтепродукты основная часть — это инфляционная «нашлепка», — заявил 7 июня гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков на Международном финансовом конгрессе в Петербурге. Он пояснил, что рост цен на нефть должен был, как раньше, привести к укреплению курса рубля. В этом случае, по его словам, «мы бы имели другой эффект».

Но этим рост может не ограничиться. На совещании у вице-премьера Дмитрия Козака 6 июня с участием представителей крупных нефтяных компаний было принято решение в течение шести лет завершить налоговый маневр, который предполагает постепенное повышение НДПИ и обнуление экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты в 2019–2024 годах (снижение пошлины на 5 п.п. ежегодно). «Роснефть» уже заявила, что завершение маневра приведет к росту цен на заправках в полтора раза. Для того чтобы этого избежать, правительство планирует ввести отрицательные акцизы на нефть, которые призваны компенсировать нефтепереработке снижение экспортных пошлин при завершении маневра, а также сгладить возможный рост мировых цен на нефть. Но параметры отрицательных акцизов пока неизвестны.
Источник: www.rbc.ru
Отрасль:  Реализация